Совет по развитию предпринимательства наконец определился с порядком выбора официальных партнеров среди бизнес-союзов. Чтобы получить этот статус бизнес-союзам придется публично признаться о своей численности.
Напомню, указом от 11.05.2019 №173 состав совета был существенно изменен. Из него вывели всех представителей бизнес-союзов. Остались только более-менее крупные бизнесмены из прежнего состава, к которым добавилось несколько новых – таких же. При этом оговаривалось, что совет сможет по своему усмотрению выбрать те предпринимательские союзы (ассоциации), в т.ч. отраслевые, которые сочтет нужным сделать своими официальными партнерами.белорусские
С усмотрением вышла заминка: старые и новоиспеченные члены совета никак не могли определиться, кого взять в партнеры и надо ли вообще кого-то брать. Подробности этой истории ранее описаны здесь.
После долгих мучительных раздумий, затянувшихся на 1,5 месяца, совет решил допускать к официальному партнерству бизнес-союзы, соответствующие следующим условиям:
1) наличие статуса республиканского объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
2) численность членов союза (ассоциации):
- многоотраслевого – не менее 100 участников;
- отраслевого – не менее 30 участников либо доля рынка (удельный вес в выручке от реализации) не менее 30%.
3) наличие исполнительного органа союза со штатными сотрудниками, а также офиса и средств для коммуникаций (телефон, эл.почта).
При этом численность членов союза должно подтверждаться фактом уплаты членских взносов на основе акта ревизионной комиссии (ревизора), аудиторского заключения или банковских выписок. При этом одним членом союза признается одно юридическое лицо (коммерческая или некоммерческая организация) или индивидуальный предприниматель. Доля рынка членов отраслевого союза должна подтверждаться расчетом на основе статистических и годовых отчетных данных.
Обращения предпринимательских союзов по включению в состав официальных партнеров совета планируется рассмотреть на очередном заседании. Затем перечень официальных партнеров с представленными ими данными будет размещен на сайте совета.
Надо полагать, это будет захватывающая публикация. С офисом, штатом и коммуникациями еще ничего. Но до сих пор мало кто из бизнес-союзов публично сообщал точные данные о численности своих рядов, да еще и подтвержденные документально. У таких отраслевых ассоциаций как, например, БАМАП, никаких затруднений не предвидится: международным перевозчикам членство в этой структуре – необходимое условие деятельности. А вот некоторым другим, в т.ч. республиканским, придется туго. На бумаге членов обычно хватает, но материально помогают далеко не все. Однако по условиям партнерства в "зачет" идут только плательщики взносов. Теперь иные союзы окажутся перед выбором: откровенный coming out или лишение права на участие в диалоге с государством на площадке совета. Возможно, кому-то второе окажется предпочтительнее: признаваться в своей реальной малочисленности означает полную «потерю лица».
Возможно, карликовые союзы и не вправе представлять интересы делового сообщества в диалоге с государством. Но вряд ли у них на то меньше прав, чем у отдельных бизнесменов, назначенных чиновниками. Да и интересы этих бизнесменов вряд ли целиком совпадают с чаяними остального отечественного предпринимательстава. Однако бюрократии гораздо удобнее вести диалог с теми, кого она сама захочет разговаривать, чем со структурами, реально представляющими гражданское общество вообще и, в частности, – с союзами, объединяющими предпринимательский класс. Так что условия партнерства скорее поспособствуют не консолидации бизнеса, а выдвижению в качестве партнеров совета ассоциаций, достаточно лоялистских и в еще большей степени – подконтрольных государству.
С другой стороны, так ли важно для бизнес-союзов сотрудничество с советом? Конечно, там можно порешать кое-какие вопросы, пролоббировать кое-какие интересы, предложить какие-нибудь преобразования, попросить поблажки, пожаловаться на притеснения и безобразия. Но события вроде замены указа № 488 на п.4 ст.33 НК с указом № 151 и инструкцией Комитета госконтроля в придачу, показывают, что особо обольщаться насчет поблажек, челобитных и преобразований не стоит.
К тому же, не исключено, что в самом совете произойдут ротации – по мере очередных посадок «самых богатых и влиятельных». Одна вакансия там уже открылась…