Рост экономики и, особенно, зарплат продолжается. ВВП в Беларуси по итогам 10 месяцев текущего года увеличился на 3,5% по сравнению с январем–октябрем 2017 г. и превысил 100,6 млрд. BYN. Темпы роста экономики явно замедлились. Если этот тренд продлится в оставшиеся 2 месяца, то достижение годового прогноза окажется под угрозой. Впрочем, есть угроза посерьезнее – опережающий рост доходов населения по сравнению с производительностью труда. Грустный парадокс: достичь вожделенных «всем по тысяче» не удается, но и того, что есть много для нынешнего состояния экономики.
Некоторые отрасли продолжают поддерживать довольно высокие темпы роста. В частности, объем промышленного производства в январе–октябре т.г. в текущих ценах составил 90,3 млрд. BYN, что в сопоставимых ценах на 6,4% больше, чем за 10 месяцев 2017 г. (как и год назад). При этом в октябре т.г. к сентябрю наблюдался рост на те же 6,4%, причем запасы готовой продукции за месяц увеличилось почти на 100 млн. BYN и составили на 1 ноября около 4,3 млрд. BYN. Но это всего лишь 59,1% к среднемесячному объему промышленного производства против 60,2% годом ранее. В частности, по итогам 10 месяцев в горнодобывающей промышленности наблюдался рост на 3,7%, обрабатывающей – на 6,5%, по видам деятельности «Снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом» – на 7,3% больше, а «Водоснабжение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» – на 0,2%. При этом во всех отраслях обрабатывающей промышленности объем производства за 10 месяцев т.г. превысил прошлогодний уровень. Наибольший прирост наблюдался в производстве транспортных средств и оборудования 15,4%), машин и оборудования, не включенных в другие группировки (на 14,7%), производстве изделий из дерева и бумаги; полиграфической деятельности и тиражировании записанных носителей информации (на 14,5%), фармацевтике (9,3%), производстве химических продуктов (6,6%). Гораздо медленнее темпы роста в нефтепереработки (4,6%), производстве электрооборудования (4,5%), легкой промышленности (3,9%), металлургии и производстве вычислительной, электронной и оптической аппаратуры (по 2,1%).
Подвел общую картину АПК. Производство сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в январе – октябре т.г. составило 17,1 млрд. BYN, что на 2,5% меньше, чем в аналогичном периоде 2017 г. При этом в сельхозорганизациях произведено продукции на 13,6 млрд. BYN (-2,9%), в т.ч. производство зерновых обвалилось на 31,2%, картофеля – на 18%, скота и птицы (в живом весе) – на 0,1% до 1437,4 тыс. тонн, а молока – выросло всего на 0,7% больше – 5939,9 тыс. тонн. Неурожай еще аукнется – как сырьевым дефицитом в животноводстве и пищевой промышленности, так и подорожанием продуктов питания. Тут уж предприятиям будет что возразить МАРТу, если там опять начнут уверять, что для роста цен нет объективных причин.
Инвестиции в основной капитал в январе–октябре т.г. составили 18,7 млрд. BYN, что в сопоставимых ценах на 8,9% больше, чем год назад. В частности, объем строительно-монтажных работ по итогам 10 месяцев вырос на 7%, но затраты на приобретение машин и оборудования – на 16,6%. Ввод жилья в эксплуатацию за счет всех источников финансирования уменьшился на 8,5% до 3 050,6 тыс. м2, но с господдержкой – вырос в 1,5 раза– до 703,2 тыс. м2 (-42,9%).
Оптовый товарооборот вырос за год на 6% до 76,4 млрд., в т.ч. в октябре к сентябрю – на 4,5%. В рознице достижения получше. объем розничного товарооборота вырос на 8,9% по сравнению с январем–октябрем 2017 г. и достиг почти 36,5 млрд. BYN. При этом в октябре т.г. к сентябрю наблюдался рост на 3,3%. Это вполне приличный результат после сезонного сентябрьского спада на 7,7%. Товарооборот общепита по итогам 10 месяцев т.г. увеличился на 11% – до 1,97 млрд. BYN, причем в октябре к сентябрю отмечен прирост на 0,9%.
Стабильно высокие темпы роста потребления поддерживались почти все текущий год. Этому способствовали эффект низкой базы (который существенно выдохся в III квартале), увеличение кредитования населения. а также рост номинальной начисленной среднемесячной зарплаты: на 17,6% по сравнению с январем-сентябрем 2017 г. Это отчасти заменило привычный стимул инфляционных ожиданий, поддерживавший розницу в прошлом (за исключением самых обвальных периодов).
При этом сами по себе доходы населения остаются на довольно низком уровне. Достичь вожделенных 1000 рублей зарплаты все равно не удалось, тем более, что с учетом девальвации этот показатель все меньше похож на пресловутые «всем по 500 USD». Тем не менее, по итогам 9 месяцев т.г. реальные располагаемые денежные доходы населения были на 7,8% больше, чем год назад. Напомню, что этот показатель в январе-сентябре 2017 г. был всего на 0,4% больше, чем годом ранее, по итогам 9 месяцев 2016 г. – на 7,2% меньше, чем в аналогичном периоде 2015 г, в котором спад составлял еще 5,4%. Так что мы лишь теперь возвращается на уровень 2013 года.
В то же время реальная зарплата по итогам 9 месяцев т.г. увеличилась на 12,2% по сравнению с январем-сентябрем 2016 г., тогда как производительность труда – только на 3,1%. Годом ранее соотношение составляло 3,8% к 3,1% соответственно.
По отдельным регионам различия еще заметнее.
Такое масштабное расхождение темпов роста зарплаты по сравнению с производительностью труда наблюдалось лишь в середине 2011 г. и в конце 2012 г. Тогда это до добра не довело. Но, по-видимому, власти свято блюдут принцип repetitio est mater studiorum. Зато тезис о том, что в реальном секторе рост зарплаты должен обеспечиваться исключительно ростом производительности труда, похоже, начал подзабываться. Правда, он не исчез из программных документов, но на практике, правительство, кажется, смирилось с приоритетом популистских требований над экономической целесообразностью. Так что если что-то пойдет не так, пенять на мировой кризис не придется...