top of page

БУКВА И ДУХ ПОЖАРНЫХ ПРОВЕРОК


Состояние радости, охватившее белорусский бизнес по случаю принятия пакета «революционных» указов и декретов, плавно переходит в рабочий режим. Постепенно выясняется, какие ожидания оправдываются, а какие были явно чрезмерными. Ко вторым по-видимому, придется отнести и вопросы контроля, по крайне мере в сфере пожарной безопасности.

Одним из поводов для эйфории послужило обещание смягчить контрольный пресс. На радостях публика не обратила особого внимания на то, что замена плановых проверок на выборочные мало что меняет для проверяемых, а внеплановые проверки по-прежнему могут проводиться по широкому кругу вопросов и практически по любому поводу – достаточно поручения свыше.

Именно такое поручение было дано Президентом Беларуси в связи с пожаром в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня». Глава государства поручил МВД и МЧС проинспектировать места массового скопления людей, в первую очередь – развлекательные центры, гипермаркеты и кинотеатры, и строго наказать тех, кто допустил нарушения правил пожарной безопасности.

В какой-то мере за разгильдяйство российских бизнесменов пришлось расплачиваться их белорусским коллегам. Впрочем, оснований для беспокойства хватает и без соседских трагедий. По данным Белстата в республике в 2016 г. случилось 5679 пожаров (не считая лесных), в 2017-м – 5306, а ущерб от них составил 31,7 и 24,9 млн.BYN соответственно. На совещании у Президента в конце апреля упоминалось, что только в текущем году в белорусских организациях произошло более 160 пожаров, а в жилом фонде – почти в 10 раз больше. Чтобы исключить «что-то близкое к Кемерово», глава государства потребовал «проверить все объекты и устранить все имеющиеся нарушения, притом жесточайшим образом».

Поручение выполняется весьма старательно. На сайте МЧС опубликована интерактивная карта, на которую нанесены первые 334 проверенных объекта, где были выявлены нарушения. В министерстве уверяют, что большинство из них носят режимный характер и их устранение не требует особых затрат. Ситуаций, требующих немедленного закрытия объектов, не выявлено, заявляют в МЧС, но отдельные грубые нарушения (изменение проектных решений, закрытие путей эвакуации и т.д.) неизбежно приведут к привлечению виновных к ответственности.

Действительно, некоторые проверенные компании отделались незначительными штрафами. Но другим в актах также рекомендовано, ни много, ни мало – разработать проектную документацию, выполнить в соответствии с ней противопожарные мероприятия, в т.ч. предусматривающие перепланировку объектов. В иных актах проверок среди нарушений названы использование отдельных помещений не по целевом назначению (например, подсобок под склад или торговый объект) или несоответствие площадей этих помещений, а также размеров эвакуационных выходов, лестничных клеток и проемов многочисленным техническим кодексам установившейся практики (ТКП) в сфере пожарной безопасности. К примеру, нарушением считается отсутствие защиты всех помещений здания установкой автоматической системы пожаротушения (хотя в «неохваченных» помещениях обычно расположены магазины, имеющие свои установки). Другое распространенное нарушение – ширина эвакуационных выходов менее 1,2 м, а высота – менее 1,88 м, разная высота лестничных маршей и т.п.

Казалось бы, несоответствие ТКП 45-2.02-279-2013 налицо – надо наказать виновных и устранять указанные в актах нарушения. Но взглянем на некоторые пункты актов проверок с другой стороны. Так ли важно отклонение на 10-15 сантиметров размера выхода в подсобке, где хранятся ведра и швабры и куда, кроме уборщицы, никто никогда не заглядывает? Зачем нужно скрупулезное выравнивание лестничных маршей, по которым ходят только несколько сотрудников? Наконец, во что обойдется исправление подобных замечаний? Ведь по сути, придется производить реконструкцию зданий: пробивать стены и потолки, переделывать лестницы, расширять оконные и дверные проемы. Это не только надолго парализует работу некоторых торговых центров, но и потребует значительных расходов, которые в нынешних условиях никогда не окупятся: по 200-300 тыс. USD на здание площадью в 500-600 кв. метров. А потому, получив акты проверок, иные бизнесмены уже всерьез задумались о том, как избавиться от такой «горящей» недвижимости – это обойдется дешевле.

Подобные нарушения обычно выявляются на объектах, которые долго числились среди неиспользуемого государственного имущества. В свое время власти с огромным трудом избавлялись от них, разрешая перепрофилирование и любую достройку, ремонт и реконструкцию. Теперь эти работы проверяющие почему-то именуют самовольной застройкой и грозят санкциями за нарушения различных ТКП. В придачу, у новых собственников имеется только та проектная документация, которая связана с капремонтом и реконструкцией. Но от них требуют и документацию на строительство подобных задний, хотя она давно затерялась в архивах госучреждений. Восстанавливать ее – занятие дорогостоящее и бессмысленное.

Стоит ли удивляться, что неиспользуемое госимущество с таким трудом находит в Беларуси новых хозяев? Сегодня те, кто рискнул взять эти объекты с горечью сравнивают ситуацию, в которой оказались, с отношением властей к эксплуатации старых зданий в странах Западной Европы, Балтии, Украины и Грузии. Там правила пожарной и санитарной безопасности как-то не мешают с минимальными издержками обустраивать старинные здания под магазины, офисы и кафе. Низкие потолки, узкие проемы и тесные лестницы не мешают ни посетителям, ни персоналу. И почему-то никаких катастроф там не происходит.

Может быть, именно такой опыт вдохновлял авторов Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», подп. 3.9 которого обязывает субъектов хозяйствования соблюдать только общие требования пожарной безопасности. Иные требования по этим вопросам, содержащиеся в технических нормативных правовых актах (кроме техрегламентов) обязательны для соблюдения только при ссылке на них в законодательных актах, техрегламентах Республики Беларусь, иных нормативных правовых актах Совмина или если сами субъекты хозяйствования в добровольном порядке заявили об обязательности их соблюдения. Получается, что некоторые ТКП можно не соблюдать – при условии обеспечения безопасности, исключающей причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если иное не предусмотрено Декретом № 7 и иными решениями Президента.

Кроме того, подп. 5.12 Декрета № 7, позволяет субъектам хозяйствования использовать для размещения производственных, торговых объектов, объектов общепита, бытового обслуживания, офисов объекты недвижимости по назначению, отличному от назначения, указанного в документах Единого госреестра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Единственное условие –не нарушать права и законные интересы граждан и других субъектов хозяйствования. Можно даже использовать по иному назначению объекты, не соответствующие требованиям к их проектированию и строительству, предусмотренным ТНПА, если на дату ввода в эксплуатацию такие объекты соответствовали заявленным требованиям. Казалось бы, это существенно облегчает ведение бизнеса. Ведь наши предприниматели достаточно осторожны и ответственны, тем более, что при вводе в эксплуатацию большинства объектов никаких поблажек не дается, а если кто-то пострадает, пощады ждать не приходится. Но у некоторых проверяющих, по-видимому, свое понимание данных норм, что и отразилось в актах проверок самым суровым образом. Между тем, цена вопроса в данном случае немалая: штраф от 30 до 50 базовых величин на должностных лиц и до 200 базовых – на субъектов хозяйствования по ст. 23.56 КоАП.

С другой стороны, в п. 9 Общих требования пожарной безопасности, утвержденных Декретом № 7, говорится, что здания, сооружения, помещения, наружные установки и оборудование должны эксплуатироваться в соответствии с настоящими требованиями, проектной документацией и эксплуатационной документацией на них. Тут самое время припомнить обещание все неясности законодательства толковать в пользу субъектов хозяйствования. К тому же сам Президент 24 апреля в послании народу и парламенту в очередной раз предупредил чиновников о недопустимости искажения духа и буквы принятых решений.

Но, оказывается, что предусмотрительно заложенные в эти решения дух и буквы оставляют контролерам достаточно места для любых маневров. Например, в Декрете № 7 одним из принципов взаимодействия государственных органов, и субъектов хозяйствования провозглашается приоритетная направленность работы контролирующих (надзорных) органов на профилактику правонарушений, а не исключительно на привлечение к ответственности за совершенные нарушения. Но дух и букву понятия «профилактика» можно понимать по-всякому. Кто-то видит в них смягчение контрольного пресса, а кто-то – обязанность под любым предлогом превентивно прикрыть место потенциальных проступков. И когда сделать это прямым предписанием затруднительно, то можно предложить субъекту хозяйствования самому приостановить свою деятельность до устранения выявленных в ходе мониторинга нарушений. А если тот не согласен – прикрыть в судебном порядке согласно п. 7 Положения о порядке проведения мониторинга, утв. Указом от 16.10.2009 № 510.

Итак, проблемы проверок и «приостановок по требованию» никуда не делись. Они лишь оформляются несколько иначе, а контроль становится более прицельным. Так что премьер-министр Андрей Кобяков напрасно удивляется, почему так туго идет выполнение требований Декрета № 7. Причины кроются в его внутренних противоречиях и годами воспитанная у чиновников уверенность, что бизнес всегда виноват. Надо только хорошо искать.

А если поводом для массовых внеплановых проверок станет любой зарубежный инцидент, то визитам контролеров не будет конца. Скажем, опубликует консорциум ICIJ очередное офшорное «досье» – перетрясти всех участников внешнеторговых и валютных операций, исчез лайнер в Бермудском треугольнике – проверить все катера на Припяти, накрыл Интерпол шайку криптомошенников в Занзибаре – всем в Парке высоких технологий – лицом к стене и приготовиться к досмотру. В промежутках можно и разъяснительную работу провести о том, как соблюдать требования законодательства и проинформировать публику о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок. Естественно, для таких этапов профилактики надо набрать соответствующие материалы. А для этого надо еще проверять и проверять.



Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page