Рай богатых создан из ада бедных
(Виктор Гюго, "Человек, который смеется").
Нетривиальную задачу поставил президент в очередном послании народу и парламенту 24 апреля: сделать нашу страну привлекательной для богатых людей со всего мира. Всем велено «серьезно подумать», а Совмину и Нацбанку поручено «глубоко и всесторонне проанализировать мировые процессы», чтобы «создать такие условия для капитала, которые не предоставит ни одно другое государство».
«По крайней мере, надо сделать это первыми. Надо сыграть на опережение», – призвал президент. Чтобы в Беларусь, «чистый, спокойный и комфортный уголок Европы, как магнитом тянуло самых лучших и умных», нужно только стать «интересной, особенной, чем-то выделяться в современном мире». Президент намерен предложить «Стабильные, комфортные, предсказуемые условия ведения бизнеса», которые должны быть «национальным брендом».
Такая постановка задачи выглядит весьма необычно. Еще недавно местные предприниматели в числе своих главных проблем называли нестабильность и непредсказуемость ведения бизнеса. А пакет «революционных» указов еще не дал результатов, позволяющих однозначно изменить это мнение. Комфортно при нынешней налоговой и судебной системе пока тоже себя ощущают далеко не все.
К сожалению, ни первыми, ни даже двадцатыми мы уже не станем. На опережение много лет назад сыграли страны, ныне известные как офшоры. Полсотни из них запечатлены в перечне, утвержденном Указом Президента от 25.05.2006 № 353, как юрисдикции, платежи резидентам этих облагаются у нас 10-процентным офшорным сбором (не самый, кстати, лучший фактор привлекательности для богачей).
Земля обетованная
Формула страновой притягательности для приезжих толстосумов изобретена давно: налогов не брать, происхождением капиталов не интересоваться и другим не давать, а, наоборот, гарантировать уважаемым гостям полную личную и имущественную неприкосновенность, сохранность и тайну вкладов конфиденциальность и транзакций. Желателен безвизовый въезд или хотя бы минимальная стоимость виз и простейший порядок их получения. Можно также поторговать гражданством: скажем, кто инвестирует пару-тройку тысяч долларов-евро – тому паспорт или хоть вид на жительство. Именно за такие блага власти успели получить кое-какие инвестиции в финансовую и туристическую инфраструктуру. Перепадают также щедрые комиссионные и чаевые, позволяющие относительно безбедно существовать аборигенам, обслуживающим «самых лучших и умных». То есть тех, кто скрывает в стабильном и комфортном уголке свои деньги от нескромных глаз налоговых и правоохранительных органов исторической родины.
К сожалению, сливки и прочую сметану с этого сервиса сняли Швейцария и карликовые государства Европы, экзотические острова и прочие укромные уголки планеты. Последние ложки вычерпали страны Балтии – в те бурные времена, когда у нас многочисленные контролеры гонялись из-за любого пустяка за местными бизнесменами.
Тени в раю
Несомненно, услужливые конъюнктурщики наваяют десятки прожектов по превращению Беларуси в богадельню для богачей со всего мира. Но их реализации помешают несколько обстоятельств. Во-первых, это репутация государства, четверть века пытавшегося бороться с частниками и принципиально не признававшего приоритет частной собственности. Пройдут годы, прежде чем этот имидж забудется.
Чтобы обеспечить комфорт и покой состоятельным интуристам, нашим властям придется не приставать к ним с соблюдением норм законов о декларировании доходов и имущества, а также о предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем. О притязаниях на взимание подоходного и иных налогов и говорить не приходится. Бонусы мы получим лишь от потребления иностранцами товаров и услуг на нашей земле, а если очень повезет – инвестиции в недвижимость. АПК и акции госпредприятий-банкротов их вряд ли соблазнят. Это несколько непривычно для наших чиновников. А правоохранительным органам вообще придется сменить ориентацию, полностью переключившись на сбережение импортной капиталистической собственности от любых посягательств.
Но если сохранить прежние порядки для внутреннего употребления, у нас, аборигенов, может развиться тяжкий комплекс неравноправности. Слишком разительным окажется офшорное гостеприимство к иностранцам, если не изменится отношение к собственным бизнесменам и населению. Да и «пряники» для состоятельных гостей будут выглядеть неубедительно в стране, где часть местных богачей в бегах за рубежом, часть уже отсидела или сидит, а остальные постоянно опасаются стать следующими.
На западном фронте есть перемены
Другая сложность – набраться наглости, чтобы игнорировать все призывы правительств других стран и международных организаций прекратить офшорные безобразия. Изучая по поручению президента "мировые процессы", правительство и Нацбанк наткнутся на неприятные сюрпризы.
После кризиса 2008-2009 гг. власти развитых стран сообразили, что в офшоры уплывает слишком много денег. По некоторым оценкам там скопилось от 25 до 30 трлн. USD неучтенных средств. Это стало серьезной угрозой для наполнением бюджетов и исполнения социальных обязательств развитых стран (и многих других, включая Беларусь). А потому в последние годы против «налоговых гаваней» Запад развернул настоящую войну.
Двусторонних договоров об обмене налоговой информацией (Tax Information Exchange Agreements – TIEA), Международной Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (The Multilateral Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters, – MCMAATM) и Директивы ЕС о сбережениях (EUSTD) оказалось недостаточно. Пришлось искать более действенные меры.
В 2010 г. в США принимают закон FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act), требующий от всех стран регулярно сообщать в американскую налоговую службу (IRS) о всех счетах американских граждан. В противном случае все доходы, полученные резидентами такой страны в Штатах, облагаются 30-процентным налогом на репатриацию прибыли (Withholding Tax), удерживаемым с любой транзакции с участием американских банков. Перед такой угрозой соглашения с IRS заключили более 100 стран, в т.ч. и Беларусь. Так что комфортно иностранные богачи почувствуют себя лишь при отказе нашей страны от этого договора и ряда других международных соглашений. Заодно, придется отменить ст. 68 НК и существенно урезать полномочия контролирующих органов. Но будет ли это комфортно для Беларуси и ее граждан?
В 2014 г. ОЭСР выпустила Стандарт автоматического обмена информацией о финансовых счетах" (Standard for Automatic Exchange of Financial Account Information), больше известный как Единый Стандарт Отчетности" (Common Reporting Standard – CRS). Он предусматривает ежегодный автоматический обмен налоговой информацией между странами, его имплементировавшими. Согласно CRS все финансовые учреждения таких стран обязаны собирать и передавать своим властям информацию об индивидуальных счетах физлиц и корпоративных счетах компаний, трастов и частных фондов для последующего международного обмена.
Завершающим ударом стало подписание 29 октября 2014 г. Многосторонней конвенции о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией по стандарту CRS (Multilateral Competent Authority Agreement –MCAA), которая стала основным документом, регламентирующим применение стандарта CRS на международном уровне.
По состоянию на 5 апреля 2018 г. участниками MCAA числились 80 юрисдикций (в т.ч. Россия, Литва, Латвия, Эстония и Польша), которые заключили более 2700 двусторонних обменных отношений. Беларусь пока не предприняла в этом направлении никаких шагов. Пока это не является ни проблемой, ни каким-то преимуществом. То и другое еще впереди.
Триумфальная арка
Итак, вместо требуемого «опережения» придется занимать очередь за 17-ю странами из «черного списка» тех, кто не пожелал сотрудничать с Евросоюзом в сфере предоставления налоговой информации и 47 стран «серого списка», чьи налоговые правила не соответствуют стандартам ЕС. Конкурировать со Швейцарией, Лихтенштейном, Барбадосом, Гренадой, ОАЭ, Макао, Бахрейном, Самоа и прочими будет непросто. Но если очень захочется, то можно. Надо лишь переплюнуть все действующие офшоры своей офшорностью. Пожалуй, это вполне реально. Некоторые из фигурантов «черного» и «серого» списков, убоявшись давления Запада, собираются исправиться. Дошло до того, что британский парламент собрался обязать все оффшорные территории раскрывать данные о бенефициарах зарегистрированных там компаний. Так что прятать нажитые нечестным путем капиталы на Гернси, Джерси, британских Виргинских, Каймановых и прочих островах под «Юнион Джеком» после 2020 года станет невозможным.
Благодаря таким мировым процессам, Беларусь вполне сможет претендовать на одно из вакантных мест. Возможно, некоторое время удастся получить от этого кое-какую выгоду. Но затем неизбежно последует публикация «белорусского досье», резонанс которого будет не меньше, чем «панамского», «райского» и прочих. Страны ОЭСР и организации вроде FATF, скорее всего, в воспримут попытки создать новый офшор как вызов всей их политике, которую они с таким трудом пытаются реализовать в последние 5 лет. А потому ответные меры могут обойтись стране не менее дорого, чем прежние административно-командные фантазии.
Два товарища
В придачу за статус самого укромного и удобного местечка нам придется конкурировать с партнером по Союзному государству. Ведь в России тоже всерьез обсуждают возможность создания внутренних офшоров для своих толстосумов, затравленных западными санкциями. Кстати, через 2 дня после выступления президента Беларуси, его российский коллега В. Путин в аналогичном послании поставил задачу создать в России «такую единую и стройную правовую систему, которая позволит повысить конкурентоспособность национальной юрисдикции для отечественного и зарубежного бизнеса, открыть для него новые возможности».
Тут у московских властей двойной интерес: и околокремлевских бизнесменов утешить, и своим депрессивным районам, вроде Крыма, Калининградской области и Дальнего Востока, дать верный кусок хлеба с икрой. А это уже грозит конфликтом евразийских интересов: неровен час, в Москве приревнуют. Обидно получается: велика Россия, а деньги спрятать негде. В Панаме утечка, в Лондоне осечка, да еще и Беларусь свои партизанские услуги предлагает. Тогда господам из Евразийской экономической комиссии придется разбираться, чьи меры укладываются в рамки Договора о ЕАЭС и соглашений о гармонизации налогов и рынков, и что делать с мерами, которые ни в какие рамки не лезут...