Европейская Комиссия предлагает ввести “цифровой” налог с оборота международных технологических компаний. Если это предложение будет принято, то Google, Amazon и другим цифровым гигантам придется платить гораздо больше налогов, чем теперь. При этом привычные схемы минимизации не помогут.
Предполагается, что налогом по ставке 3% обложат компании с годовой выручкой свыше 750 млн. евро в мире свыше 50 млн. – в Евросоюзе. Это может принести в бюджеты стран-членов ЕС до 5 млрд. евро в год.
Главной причиной такой инициативы является сильное расхождение между тем, где технологические компании получают свои прибыли, и тем, где они облагаются налогами, объясняет комиссар по экономическим и финансовым вопросам Пьер Московичи. Решить эту проблему можно было двумя путями. Первый – это реформа правил корпоративного налогообложения таким образом, чтобы прибыли регистрировались и подлежали налогообложению в юрисдикциях максимального контакта с пользователями посредством цифровых каналов. При этом предлагалось считать, что компания имеет “цифровое присутствие” в европейской стране, если у нее там свыше 7 млн. выручки в год или более 100 тыс. пользователей в год или ежегодно заключается с клиентами более 3000 договоров на оказание цифровых услуг.
Второй вариант – введение «уравнительного» 3-процентного налога, нейтрализующего налоговое неравенство. Этим налогом будут облагаться, в том числе, доходы от продажу онлайн-рекламы, оказания услуг цифрового посредничества и продажи сгенерированной пользователями информации. Таким образом, в «сети» нового налога попадают такие компании как Google и Facebook, предлагающие рекламное пространство на своих ресурсах, информацию и т.п., а также Uber, Airbnb, Amazon и прочие, предоставляющие на онлайн-платформах посреднические и иные услуги.
Все эти корпорации ранее обвинялись Еврокомиссией и фискальными регуляторами крупных стран ЕС в том, что минимизировали налоги, перенаправляя часть своей прибыли в страны с низкими налоговыми ставками, такие как Ирландия и Люксембург. Теперь скрывать свою прибыль от налогообложения станет бессмысленно – налогом будет облагаться вся сумма выручки, скрывать которую значительно труднее.
Новый налог будет взиматься странами, в которых находятся пользователи цифровых продуктов и услуг. Если они живут в разных странах ЕС, налоговые поступления будут распределяться по «ключам распределения", например, доходы от предоставления цифровой рекламы – пропорционально количеству раз, когда реклама показывалась на устройстве пользователя и т.п.
“Цифровая экономика – это крупная возможность для Европы, а Европа – огромный источник прибылей для цифровых компаний. Но эта ситуация взаимной выгоды порождает юридические и налоговые сложности”, - говорит Московичи. – “Наши правила из доинтернетовской эры не позволяют странам-членам ЕС облагать налогами цифровые компании, работающие в Европе, где у них незначительное физическое присутствие или полное его отсутствие. Это представляет собой огромную черную дыру для стран-членов ЕС, поскольку налоговая база искажается. Вот почему мы предлагаем новый законодательный стандарт, а также промежуточный налог для цифровой деятельности”.
Подходы, принимаемые в ЕС, кардинально отличаются от попыток белорусских властей привлечь зарубежные компании для создания «цифровой экономики» преференциальным режимом Парка высоких технологий. При этом обороты по перечисленным выше операциям, у резидентов ПВТ, напротив, освобождаются от НДС, налога на прибыль и, в придачу, от уплаты оффшорного сбора. К сожалению, это не избавит международные корпорации, которые пожелают создать «дочки» в ПВТ, от 3-процентного налога в Евросоюзе.