Мы были в Грузии. Помножим
Нужду на нежность, ад на рай
(Б.Пастернак)
Одним из самых интересных примеров эффективной налоговой реформы в XXI веке можно считать пример Грузии. От полного хаоса и тотальной коррупции в сфере налогообложения за несколько лет страна сделала огромный рывок. В результате сегодня в Грузии имеется одно из самых благоприятных налоговых законодательств в мире, налоговая служба предоставляет качественные услуги с помощью электронных сервисов. Но главное – изменение менталитета. Бизнес усвоил, что налоги нужно платить, а чиновники – что предпринимателей за это следует уважать.
Реформа налоговой системы в Грузии началась не со ставок и правил исчисления налогов, а с создания системы мотивации сотрудников налоговой службы и исправления их менталитета. Суровые приговоры коррупционерам любого ранга быстро отбили охоту брать взятки. Власти проводили массовые аресты бывших чиновников и бизнесменов по подозрению в коррупции, но позволяли им откупиться, перечислив в бюджет крупные суммы, иногда в несколько десятков миллионов долларов.
Реформа проходила в три этапа. На первом (2005-2006 гг.) число налогов сократилось с 22 до 7, были упрощены процедуры и расширена налоговая база. Снизились ставки некоторых налогов, в т.ч. социального – с 33% до 20%. В 2005 году были приняты новый налоговый кодекс и закон о налоговой амнистии.
На следующих этапах (2007-2009 гг. и 2010-2011 гг.) ставки снижались еще радикальнее. В 2008-ом социальный налог был объединен с подоходным, а их общая ставка сократилась с 32% до 25%, а в 2009-м –до 20% в 2009. Никакие внебюджетные фонды не создаются. Ставка налога на прибыль сократилась с 20% до 15% в 2008 г., а в 2009-м налог на дивиденды и проценты снижен с 15% до 5%. Кроме того, компании вправе полностью амортизировать для целей налогообложения за год капитальные затраты. Если при этом возникали убытки, их разрешалось списывать в течение 5 лет. В придачу, «входной» НДС при инвестициях в основные фонды немедленно возвращается. Таким образом, до того, как капиталовложения не окупятся, компания уплачивает только налог на имущество и подоходный налог с зарплаты работников.
Снижение ставок сопровождалось расширением налоговой базы. Было отменено большинство льгот и ужесточен контроль за уклонением от налогов. В частности, была запрещена уличная торговля без лицензии и уплаты налогов, что вызвало волну уличных протестов. Массовое недовольство и сопротивление бизнеса вызвало требование ко всем предприятиям использовать кассовые аппараты при учете операций с НДС. Власти не пошли на уступки, жестко контролировали выполнение новых требований с помощью контрольных закупок и штрафов, которые в разы превышали стоимость кассового аппарата.
Существенно улучшалось налоговое администрирование. С 2007 г. налоговая отчетность подается в электронном виде. Налоговые проверки стали проводиться на основе системы учета рисков, определяемых по ряду четких критериях (которая у нас внедряется только сейчас). С 2011-го налоговые органы проверяют только предприятия с высоким риском уклонения от налогов.
Комплексная налоговая реформа обеспечила создание благоприятных условий для бизнеса и улучшение состояния госбюджета Грузии. Интересно, что наибольший рост доходов наблюдался до изменений в налоговом законодательстве. Так, доходы бюджета уже в 2004 г. составили 23% ВВП против с 16% в 2003-м, причем налоговые поступления выросли с 12 до 16% ВВП. Но команду Саакашвили интересовали не столько сиюминутные выгоды казны, сколько долгосрочная устойчивость бюджета и создание благоприятного делового климата В дальнейшем доходы бюджета за 4 года выросли на 8 п.п., а в 2011 г. достигли 31% ВВП – несмотря на войну и эмбарго на поставки грузинских товаров в Россию.
Грузинская налоговая реформа - особый урок для всех постсоветских стран, наглядно показавший, что успех приносит только комплексное сочетание всех компонентов:
1) цель реформы – наполнение бюджета сопровождалось активной борьбой с коррупцией, теневой экономикой и заботой об улучшении деловой среды;
2) снижение налоговых ставок проводилось постепенно и сопровождалось отменой налоговых льгот. Это позволило избежать кассовых разрывов, сокращения бюджетных расходов и способствовало созданию равных условий для всех.
3) снижение ставок в сочетании с упрощением администрирования.
4) ужесточение контроля за уплатой налогов таким образом, когда караются только уклонисты, в то время как честный бизнес мог спокойно работать, не боясь необоснованных и утомительных проверок. Новые жесткие правила вызвали недовольство и даже протесты, но были приняты бизнес-сообществом, поскольку применялись ко всем без исключений.
Таким образом, основные принципы грузинской налоговой реформы: низкие ставки, легкость уплаты, жесткий контроль за неплательщиками, равные правила для всех. Без любого из этих компонентов налоговая реформа будет как минимум неполной, а зачастую может вообще провалиться.
Современный этап
С января 2017 г. в Налоговом кодексе Грузии вступили в силу изменения по налогу на прибыль и акцизам.
В отношении налога на прибыль введена эстонская модель. Ставка осталась на уровне 15%, но, в случае реинвестирования, компании не платят налог до момента ее распределения. Налог на прибыль по ставке 15% платят компании, которые распределяют прибыль или выдают ее в виде дивидендов. Отчетный период налогообложения составит один месяц, а не календарный год.
По предварительным подсчетам правительства Грузии, в результате таких новшеств в 2017 году государственный бюджет не досчитается около 600 млн. лари, а в 2018-м – от 300 до 400 тысяч лари. Но в последующие годы ожидается полная компенсация этих потерь за счет экономического роста.
Министерство финансов Грузии считает, что данная реформа положительно отразится на многих направлениях:
- ускорит экономический рост в стране;
- окажет позитивное влияние с точки зрения снижения дефицита текущего счета;
- повысит доступность финансовых ресурсов, особенно для малых и средних предприятий;
- увеличится объем капитала;
- появится больше возможностей для развития бизнеса;
- улучшится инвестиционный климат, повысится приток капиталов, в т.ч. прямых иностранных инвестиций;
- повысится устойчивость бизнеса к кризису;
- упростится налоговый учет и администрирование.
Одновременно акциз на импорт автомобилей, который в Грузии рассчитывается в зависимости от кубатуры двигателя и года выпуска, с 1 января 2017 г. в среднем вырос от 0,2 лари до 1,5 лари за 1 см3 двигателя. Максимальная ставка применяется для транспортных средств старше 14 лет, зато для гибридных автомобилей любого года выпуска акциз сократится на 60%.
Кроме того, автовладельцы, имеющие доход свыше 40 тысяч лари, платят налог на автомобиль — от 60 до 500 лари в зависимости от года выпуска.
Акциз на нефтепродукты в 2017 году увеличился в 2 раза, на природный газ – в 2,5 раза, на табачные изделия в среднем – на 60%.
Сборы за игорный бизнес увеличены с 15-30 тысяч лари за каждый игорный стол в квартал до 20-40 тысяч лари, за каждый игральный аппарат — с 1,5-3 тысяч до 2-4 тысяч лари.
Повышение налогов – часть плана правительства Грузии по укреплению национальной валюты и повышению доходов бюджета.
Одновременно Минфин Грузии стремится улучшить льготный налоговый режим для мелких предпринимателей. Порог доходов от экономической деятельности для них власти намерены увеличить с нынешних 100 тыс. лари (более 40 тыс. USD). до 500 тыс. лари в год (более 200 тыс. USD), а ставку налога снизить с 5% до 1% с оборота. Кроме того, налог будет уплачиваться не предварительно, а только в конце месяца. В придачу мелкие предприниматели будут освобождены от "производства всякой дополнительной бухгалтерии". Обязательным останется использование только контрольно-кассовых аппаратов и товарных накладных.
Льготный налоговый режим затронет около 120 тысяч человек и вступит в силу с 1 июля 2018 г., после утверждения парламентом соответствующих законов.
***
Успех налоговой реформы, проведенной командой Михаила Саакашвили, наглядно иллюстрирует динамика движения в рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business: со 112 места в 2005 г. (здесь учитывалась ситуация в 2003-2004 г.г., то есть до смены власти), до 12 в 2011 году. При этом доля компаний, уплачивающих налоги (compliance rate), выросла с 35% до 78-85%, а доходы бюджета – с 16% ВВП в 2003 году до 31% в 2011-м. В дальнейшем высокий уровень сохранялся: в DB-2018 Грузия занимает 9 место в общем рейтинге и 22 – по состоянию налоговой системы. При этом на подготовку отчетности по мнению Всемирного банка грузинским бухгалтерам приходится тратить 269 часов – почти в 1,5 раза больше, чем в Беларуси 9184 часа), зато суммарные налоги составляют всего 16,4% прибыли грузинских компаний – втрое меньше, чем у нас (52,9%).