Новый год белорусский бизнес встретил без поправок в налоговом законодательстве - даже таких технических, как индексация налоговых ставок и вычетов. Изменения все равно будут, но задним числом. Такой поворот событий плохо вяжется с бурной кампанией по либерализации предпринимательской деятельности.
В начале года на сайте МНС появилось информация о том, что в связи с предполагаемым изменением ставок акцизов на подакцизные товары в 2018 году, что предусматривается проектом указа Главы государства, в отношении подакцизных товаров, отгруженных (переданных) на территории Республики Беларусь, ввозимых в Беларусь с 1 января 2018 года и до даты вступления в силу соответствующих положений указа, применяются ставки акцизов, установленные для соответствующих товарных позиций в приложении 1 к Налоговому кодексу Республики Беларусь с 1 января по 30 июня.
Ранее власти порадовали бизнес сообщением о том, что поскольку нормы принятого в конце ноября Декрета № 7 не совпадают с положениями проекта закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс, то принято решение закон не принимать. По мнению высшего начальства целесообразнее заняться подготовкой нового НК, а необходимые поправки – индексацию ставок налогов, налоговых вычетов и прочие мелочи – утвердить указом. Таким образом, труды законодателей, Минфина и МНС, своевременно подготовивших поправки в НК и пытавшихся принять их в установленном порядке в приемлемые сроки, пошли прахом. Между тем, технически ничто не помешало бы внести в НК все «налоговые» нормы Декрета № 7. Но тогда он выглядел бы не столь революционно и ярко. И публика не узнала бы в очередной раз, что все блага в республике исходят только из одного источника.
Ко всему привычные предприниматели памяркоўна приняли очередную концепцию. Слегка их тревожит лишь то, что прошло полторы недели нового года, а указа все нет. Слухи о его содержании старательно тиражируют консалтеры, заранее запланировавшие семинары по налоговым новинкам, досужие СМИ и интернет-ресурсы. Но можно ли в цивилизованной стране начислять налоги на основании слухов?
Помнится 7 лет назад в подп. 9.2 Директивы № 4 обещалось, что дата вступления в силу нормативных правовых актов, закрепляющих и (или) изменяющих условия ведения бизнеса, должна устанавливаться исходя из разумных сроков, необходимых бизнесу для подготовки к осуществлению деятельности, но, как правило, не ранее чем через 3 месяца со дня их официального опубликования. Такой подготовительный срок – не пустая блажь. Он действительно необходим, чтобы успеть спланировать работу компаний.
В сложившейся в начале января ситуации невозможно придерживаться некоторых основных принципов налогообложения. Ведь ст. 2 НК обязывает нас уплачивать лишь законно установленные налоги, сборы (пошлины). Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено конституцией, НК, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента. Так что разъяснения о предполагаемых изменениях налоговых ставок никого ни к чему не обязывают. Все-таки отечественное налоговое законодательство, если верить ст. 3 НК, пока остается системой принятых на основании и в соответствии с конституцией, нормативных правовых актов. Но среди них пока предположения не числятся.
Напомню также, что налог считается установленным в случае, когда определены плательщики, а также объект налогообложения; налоговая база, период и ставка (ставки); порядок исчисления; порядок и сроки уплаты (п. 5 ст. 6 НК). При этом согласно п. 2 ст. 11 НК законы о внесении изменений в действующие республиканские налоги, сборы (пошлины) в части определения перечисленных элементов налогообложения принимаются до утверждения республиканского бюджета на очередной финансовый год и вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.
Неловко спрашивать, для кого были писаны эти строки кодекса, призванные обеспечивать ясность и стабильность налогового законодательства? Неловко потому, что не жду внятного ответа ни от чиновников, ни от тех, кто взахлеб восхваляет сегодня достижения государства по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности.
Любопытно, как будет реализовываться провозглашенный в Декрете № 7 принцип открытости и доступности для субъектов хозяйствования текстов нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия осуществления экономической деятельности? Не подрывает ли столь красивую идею появление самих текстов с таким вопиющим опозданием?
Сейчас чиновники, отчаявшись самостоятельно найти тропинку выхода из ситуации, в которую втянула страну их слепая вера в «уникальную экономическую модель», призывают бизнес-сообщество выдвигать идеи по совершенствованию законодательства. Тем временем, государство все хуже справляется со своими функциями, превращаясь в failed state. А широкие популистские жесты, выдаваемые за либерализацию, только ускоряют этот процесс...