Один из главных страхов белорусского бизнеса – досудебная «посадка». Угроза ареста при обвинении по какой-либо «экономической» статье пугает предпринимателей едва ли не больше, чем наказание по ней. Впрочем, до суда дело может и не доходить. Отсидев в СИЗО некоторое время, подследственный бизнесмен или директор признает вину, соглашается возместить государству вменяемый ущерб, и выходит на волю, четко усвоив, что к чему. Подобная практика не слишком вяжется с обещаниями властей улучшить условия ведения бизнеса, раскрепостить деловую инициативу, обеспечить гуманность и справедливость наказания за экономические правонарушения, повысить инвестиционную привлекательность страны. Все эти блага бизнес может получить. Но рачительные чиновники не собираются раздавать их всем подряд и, тем более, задаром.
Сделать либерализацию полезной для казны призван проект декрета «Об обеспечительном депозите». Предполагается, что его нормы позволят бизнесменам не опасаться за свою свободу, даже если они выйдут слишком далеко за правовые рамки. Для этого вводится особый порядок разбирательства по отдельным экономическим преступлениям и административным нарушениям. При этом уголовное дело или административный процесс либо не будут открываться вообще, либо пройдут по более мягкой процедуре, исключающей задержание и заключение под стражу. Претендовать на него смогут граждане, которые заранее обзаведутся обеспечительным депозитом для обеспечение возмещения причиненного нарушением вреда. Для этого нужно заблаговременно положить не менее 50 тыс. BYN на счет в «Беларусбанк» – в рублях или в валюте (с пересчетом по курсу Нацбанка), наличными или по безналу.
Внести такой депозит будет позволено как за самого себя, так и за других, и распространить его действие сразу на нескольких лиц. Круг «вносящих» и «обеспеченных» лиц не ограничивается. Например, компания сможет внести депозит за своих работников, учредитель – за свою фирму и т.п. Допускается отзыв и пополнение депозита, но проценты по нему не начисляются. Сведения о депозите составят банковскую тайну, но правоохранительные органы получат к ним доступ через систему дистанционного банковского обслуживания банка (СДБО).
При наличии поводов и оснований для возбуждения уголовного дела или начала административного процесса правоохранители через СДБО выяснят, есть ли у нарушителя обеспечительный депозит. Если он имеется и суммы хватает для покрытия суммы публичных обязательств (неуплаченных налогов, дохода, полученного преступным путем или в результате совершения административного правонарушения, обязанности по возмещению причиненного ущерба/вреда), то уголовное дело не возбуждается и административный процесс не начинается. Правоохранительный орган блокирует через СДБО часть депозита, соответствующую сумме публичных обязательств, принимает постановление об обращении этой части в доход государства, а банк спишет требуемую сумму со счета. Одновременно данное постановление направляется проверенному лицу, которому в 20-дневный срок придется уплатить в бюджет компенсацию в размере 30% суммы публичных обязательств. В противном случае эту сумму взыщут принудительно судебные исполнители.
Особый порядок будет возможен по таким преступлениям, как причинение имущественного ущерба без признаков хищения (ст. 216 УК), контрабанда (ст. 228 УК), незаконное перемещение товаров через границу (ст. 228-1 УК), уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 231 УК), незаконная предпринимательская деятельность (ст. 233 УК), легализация (отмывание) средств, полученных преступным путем (ст. 234 УК), приобретение либо сбыт материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем (ст. 237 УК), сокрытие банкротства (ст. 239 УК), уклонение от уплаты налогов (ст. 243 УК), превышение власти или служебных полномочий (ч. 1 ст. 426 УК), служебная халатность (ст. 428 УК), а также административных правонарушений, предусмотренных главами 11-14 КоАП.
Проверенное лицо не вправе как-либо мешать обращению в доход государства суммы обеспечительного депозита. Но постановление правоохранительного органа можно обжаловать в течение года в суде в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства. Если проверенное лицо не воспользуется такой возможностью, это не означает признание своей вины в совершении нарушения. По итогам рассмотрения дела суд вправе признать обжалованное постановление законным либо недействительным полностью или в части определенной доли суммы публичных обязательств или компенсации с возвратом из бюджета всей суммы депозита или ее части.
Если обеспечительного депозита не хватит для покрытия суммы публичных обязательств, то уголовного дела или административного процесса не избежать. Но проходить они будут куда мягче. Проверенному лицу не грозят меры принуждения, лишающие его свободы, а наличие депозита станет обстоятельством, смягчающим ответственность, и даже дополнительным основанием для освобождения от нее. Срок или размер наказания не будут превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида основного наказания.
Если нарушителями окажется несколько лиц одновременно, но хотя бы за одного из них внесен обеспечительный депозит, которого хватит для покрытия общей суммы публичных обязательств, то все они избегнут привлечения к уголовной или административной ответственности. Если же депозита на всех не хватит, то уголовный или административный процесс также будут проводиться по более мягкой процедуре. Это существенный бонус, учитывая, что совершение преступления группой лиц считается отягчающим обстоятельством и карается куда строже. Если часть нарушителей «прикрывается» депозитом, а часть – нет, то первым уголовное дело или административный процесс не грозит (или пойдет мягче, если обеспечения недостаточно), а вторые «загремят» в общеустановленном порядке. Этот порядок останется и для тех, кто вообще не позаботился вовремя о депозите.
Снижение личных рисков бизнесменов и топ-менеджеров с помощью обеспечительных мер довольно широко распространено за рубежом. Правда, там для этого обычно используется страховка, которая часто включается в соцпакет некоторых работников. Но такой путь наших чиновников, видимо, не устраивает. Гораздо привлекательнее выглядит вариант, позволяющий быстро пополнить бюджет без лишних хлопот на доказывание умысла, вины и прочих мелочей. Предпринимателям остается лишь внести денежки на депозит как аванс на грядущую индульгенцию и признать, что никакой презумпции добросовестности в наших широтах не существует.
А почему бы и нет? Ведь это шанс, что мечта бизнесменов не попадать за решетку до суда сбудется, хотя бы за отдельную плату. Правда Конституция декларирует всеобщее равенство перед законом, но всего за 50 тыс. рублей можно стать «равнее прочих»...