В программах и платформах, выдвигаемых в белорусском бизнес-сообществе неизменно фигурирует вопрос снижения налоговой нагрузки. Однако эти чаяния редко находят отклик у властей. Совещания в рамках общественно-консультативных и иных советов тут явно не помогают. Эффективно участвовать в процессе законотворчества и успешно добиваться принятия нужных для себя нормативных актов, предприниматели могли бы лишь при наличии весомого представительства в законодательной власти и серьезного влияния на власть исполнительную. Может быть, для этого бизнесу нужна консолидация усилий, подобно тому, как это делается в некоторых странах?
Едва ли не самый знаменитый подобный пример – Tea Party movement (движение чаепития) — консервативно-либертарианское политическое движение в США, возникшее в 2009 г. как серия протестов в ответ на налоговые реформы, в т.ч. акт 2008 г. о чрезвычайной экономической стабилизации и ряд реформ в области медицинского страхования.
Движение названо в честь Бостонского «чаепития» — акции протеста против налогообложения товаров, поставляемых в колонии, и монополизма Ост-Индской компании. Тогда, 16 декабря 1773 г. группа американских колонистов выбросила в море груз чая с английских кораблей. Это положило начало не только борьбе за независимость, но и одному из ключевых принципов американской демократии: No taxation without representation (нет налогам без представительства).
Иногда название Tea Party расшифровывают как «Taxed Enough Already» («Налогов и так слишком много»). Цели движения: сокращение правительственного аппарата и госдолга, снижение налогов, государственных расходов и бюджетного дефицита, соблюдение конституции США. Движение чаепития не является политической партией, не имеет центрального руководства и координируется лишь путем неформального сотрудничества местных групп. Активисты движения не баллотируются в конгресс США или иные органы власти. Но оно пользуется значительным влиянием, которое привлекает некоторых республиканских кандидатов. Впрочем, видный деятель Tea Party Рэнд Пол был избран сенатором от штата Кентукки на выборах 2010 года. В своем первом выступлении в новой должности он заявил: «Мы пришли, чтобы вернуть правительство под наш контроль. Американцы недовольны тем, что происходит в Вашингтоне. И сегодня мы, кандидаты «Движения чаепития», идем в Вашингтон с ясным лозунгом. Это лозунг фискального здравомыслия, ограниченного конституцией правительства и сбалансированного государственного бюджета. Не государство, но предприниматели создают рабочие места. Америка достигла исключительного преуспевания потому, что мы верим в свободу, которая является священным принципом нашего общества. Потому, что мы жили согласно этому принципу и боролись за него».
У движения есть рычаги давления на законодателей и ничто не мешает им критиковать политику властей. Так, один из активистов Tea Party президент американской ассоциации Americans for Tax Reform Гровер Нордквист обращал внимание на «ползучее» применение налоговых мер: сначала вводится какой-либо налог, касающийся лишь узкой группы лиц (например, самых богатых), а потом постепенно он распространяется на все более широкие круги налогоплательщиков. Чтобы такие вещи не происходили, Г. Норквист в 2012 году убедил 41 сенатора и 238 членов палаты представителей подписать соглашение о неповышении налогов, т.е. голосовать против любых законопроектов, направленных на рост фискального бремени. Целью соглашения было убедить конгресс урезать бюджетный дефицит США, сократив государственные расходы. Тем кандидатам, которые не подписали соглашение, это еще «аукнется» во время предвыборной гонки.
Для белорусского бизнеса подобные движения и инициативы выглядят фантастически. Если власти выносят на заседания общественно-консультативных и иных советов с участием представителей делового сообщества некоторые вопросы, то в конечном итоге принимаются лишь те, решения, которые сочтут нужным чиновники. А законы и указы, касающиеся налогообложения, зачастую становятся для бизнеса полной неожиданностью. И никакие челобитные тут не помогают. Может, надо чаю побольше пить...