top of page

Темная сторона убытков

Отечественные предприятия получили еще одну возможность улучшить на бумаге свои финансовые результаты. Это позволит некоторым из них рапортовать об увеличении чистой прибыли в отчетном периоде, но никому не прибавит ни денег, ни собственного капитала, ни обеспеченности оборотными средствами.

В соответствии с Указом от 7.08.2015 № 345 «О выбытии имущества» (далее — Указ № 345) коммерческим организациям (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций) дается право до 1 января 2017 г. списывать убыток, возникающий при выбытии путем безвозмездной передачи или продажи капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, незавершенных законсервированных капитальных строений, иного недвижимого имущества, незавершенных незаконсервированных капитальных строений, долей в праве общей собственности на них, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, не используемых в осуществлении основного вида деятельности организации и (или) не используемых в хозяйственном обороте, не планируемых, в т.ч. в соответствии с утвержденными бизнес-планами, к дальнейшему использованию организацией, списывать за счет добавочного капитала, образовавшегося в результате получения (приобретения, создания) и последующего увеличения стоимости основных средств, доходных вложений в материальные активы, объектов незавершенного строительства, оборудования к установке или нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) — в части суммы убытка, оставшегося после списания за счет добавочного капитала.

В указанных случаях позволяется игнорировать нормы подп. 1.6 п. 1 Указа от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, объектов незавершенного строительства и оборудования к установке», запрещающие использовать добавочный фонд, образованный в результате переоценки имущества, на покрытие убытков от хозяйственной деятельности. Впрочем, из этого правила и ранее было полтора десятка исключений, дарованных отдельным предприятиям (в индивидуальном порядке) или целым отраслям. Например, Указом от 29.08.2008 № 480 «О некоторых вопросах списания неиспользуемых объектов» организациям строительного комплекса прямо разрешалось относить убытки от списания неиспользуемых объектов за счет фонда переоценки. Теперь такую возможность на 2 года получили все желающие.

Вероятно, авторы Указа № 345 надеялись, что право не увеличивать убытки отчетного периода станут стимулом для предприятий, желающих избавиться от непрофильных, ненужных или неэффективно используемых активов. Удастся ли достичь такой цели?

С принятием Указа № 345 становятся почти лишними нормы п. 30 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26, согласно которым сумма числящегося по выбывающим основным средствам добавочного фонда, образовавшегося в результате ранее проведенных переоценок данных объектов, отражается по дебету счета 83 «Добавочный капитал» и кредиту счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Ведь теперь убыток от выбытия основных средств можно прямо списать с кредита счета 91 в дебет счетов 83 или 84, минуя счет 99 «Прибыли и убытки» — чего же более?

Продажа и безвозмездная передача названного в Указе № 345 имущества все равно признается реализацией для целей налогообложения (за исключением некоторых случаев безвозмездной передачи, перечисленных в п. 2 ст. 31 НК). Указ № 345 не меняет правила исчисления НДС и налога на прибыль, при реализации основных средств, включая их безвозмездную передачу, установленные п. 3 ст. 97, п.п. 2 и 5 ст. 127 НК. Расходы на ликвидацию, списание основных средств, выводимых из эксплуатации (включая суммы недоначисленной амортизации, расходы на демонтаж, разборку и т.п.) включаются во внереализационные расходы (подп. 3.16 п. 3 ст. 129 НК). А стоимость безвозмездно полученных активов по-прежнему признается внереализационным доходом при исчислении налога на прибыль (подп. 3.8 п. 3 ст. 128 НК). Правда, избавившись от лишней недвижимости, не придется платить с нее налог на недвижимость — для некоторых это серьезное подспорье.

Нормы Указа № 345 прямо противоречат подходам, установленным в Концептуальных основах Международных стандартов финансовой отчетности и п. 68 IAS 16 «Основные средства». Поэтому упоминаемое в различных программах и концепциях сближение национальной системы бухгалтерского учета и отчетности с МСФО вновь оказалось простой декларацией. При этом в реальности предприятия, которые воспользуются Указом № 345, ничего не выигрывают. Денег от этого не прибавится, платежеспособность не улучшится, сумма чистых активов не вырастет. Опытные инвесторы, зная специфику белорусского учета, еще внимательнее будут изучать все формы финансовой отчетности, чтобы «выловить» спрятанные в ней убытки. При начислении дивидендов по-прежнему придется следить, чтобы стоимость чистых активов не оказалась меньше уставного и резервного фонда. А госпредприятиям и компаниям с долей государства, перечисляющим в бюджет часть прибыли в соответствии с Указом от 28.12.2005 № 637, увеличивать базу для распределения, списывая убытки от выбытия недвижимости на счета капитала, вообще невыгодно.

Указ № 345 вступает в силу после его официального опубликования (т.е. с 12 августа), но распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1.01.2015 г. Таким образом, предприятия смогут списать за счет капитала убытки, связанные с выбытием перечисленных основных средств не только с августа, но и с начала года. По-видимому, чиновники искреннее верят, что пряча убытки на счетах капитала или отложив на годик-другой признание каких-либо расходов, действительно можно улучшить финансовое положение предприятий. На самом же деле подобные действия лишь подтверждают всю эфемерность такой цели как прибыль, которая в соответствии с отечественным законодательством выглядит в гораздо большей степени плодом бухгалтерских трюков, чем показателем эффективности предприятий.

Непонятно, зачем было вводить уголовную и административную ответственность за манипулирование рынком ценных бумаг, выманивание кредитов, грозить тюрьмой за отсутствие документов бухгалтерского учета, если искажение ключевых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности прямо предписывается законодательством? Благодаря ему извлечение прибыли как основная цель деятельности и главный отличительный признак коммерческой организации, названный в п. 1 ст. 46 ГК, утрачивает смысл. С помощью указов № 345, от 27.02.2015 № 103 «О пересчете стоимости активов и обязательств» и постановления Совмина от 16.02.2015 № 102 на бумаге можно двумя проводками «извлечь» все, что угодно. Только что с этой субстанцией потом делать…

Леонид ФРИДКИН

12.08.2015

Comments


Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page