Во многих налоговых системах важное место занимает налогообложение различных источников индивидуального дохода, включая инвестиционный доход в виде дивидендов и прироста капитала. Это характерно и для большинства европейских стран, включая Беларусь. Однако подходы к налогообложению дивидендного дохода могут быть различными.
Дивиденды – это выплаты акционерам корпорации из прибыли после налогообложения. В большинстве стран такие выплаты облагаются налогом на дивиденды. На карте представлены максимальные ставки подоходного налога с дивидендов в некоторых странах Европы, с учетом всех распределений, кредитов или смещения.
В европейских странах ОЭСР средняя максимальная ставка налога на дивиденды – 23,5%, самая высокие среди них – в Ирландии (51%), Дании (42%) и Соединенном Королевстве (38,1%). Самые низкие ставки в Греции (5%) и Словакии (7%).
Чаще всего корпоративная прибыль облагается на двух уровнях: корпоративным подоходным налогом (налогом на прибыль) на уровне компании, когда она получает доход, и второй раз – на индивидуальном уровне, когда этот доход передается акционерам в виде дивидендов или образуется прирост капитала. Такое же двойное налогообложение происходит, если корпорация сохраняет свою прибыль после налогообложения, а не распределяет ее в качестве дивидендов. Когда корпоративная прибыль сохраняется, стоимость акций увеличивается, чтобы отразить увеличение активов, находящихся в собственности корпорации. Акционеры, решившие продать свои акции, получат прибыль от прироста капитала и уплатят налог с этой прибыли.
То есть компания и ее собственник рассматриваются как два отдельных субъекта налогообложения Это создает значительную налоговую нагрузку на корпоративный доход
Например, белорусская компания получает прибыль до налогообложения в размере $100. Ей необходимо уплатить налог на прибыль по ставке 18%, в результате чего у нее остается $82 чистой прибыли. Когда компания распределяет эту прибыль в качестве дивидендов, доход снова облагается налогом на индивидуальном уровне: по ставке 13% для физических лиц и 12% – для организаций. Таким образом, комбинированная предельная налоговая ставка составляет 27,84%. Если воспользоваться льготами, предусмотренными п.п. 7 и 8 ст. 184 НК, то получится гораздо меньше. Но акционеры не всегда согласны ждать распределения прибыли 3 или 5 лет, чтобы сократить налог на доходы до 6% или даже до нуля – риски девальвации, других кризисных явлений или изменения налогового законодательства слишком велики. Впрочем, в других странах комбинированная предельная налоговая ставка гораздо выше, чем в Беларуси.
Двойное налогообложение корпоративной прибыли сокращает инвестиции, побуждает корпорации занимать деньги для финансирования инвестиций и поощряет структурирование как сквозной бизнес. Поэтому некоторые страны интегрировали налогообложение корпоративных доходов и доходов от дивидендов / прироста капитала, чтобы устранить такие недостатки. Пока Эстония и Латвия – единственные европейские страны, которые не облагают налогом дивидендный доход. Здесь система корпоративного налогообложения основана на движении денежных средств. Вместо того, чтобы взимать налог на дивиденды, Эстония и Латвия ввели налог на распределенный доход в размере 20%, который взимается только при распределении прибыли компании между акционерами. ОБ этом механизме можно прочитать здесь.
Когда корпорация принимает решение об инвестировании в новый проект, ей необходимо убедиться, что ее доходность после уплаты налогов по проекту достаточно высока, чтобы удовлетворить инвесторов. Если доходность слишком мала, корпорация не будет инвестировать в инвестиции. Этот минимальный требуемый доход представляет собой стоимость капитала.
Более высокая ставка налога на корпоративный и инвестиционный доход увеличивает стоимость капитала. При прочих равных, более высокая стоимость капитала снижает вероятность инвестиций и сокращает накопление капитала в экономике в целом. А это влечет снижение производительности труда, заработной платы и сдерживает рост экономики.
По этим же причинам инвесторы часто предпочитают финансировать проекты с помощью заемных ресурсов. С точки зрения налогообложения долевое финансирование является 2-уровневым, а долговое – одноуровневым. Поэтому долговое финансирование более благоприятно, чем долевое финансирование по налоговым последствиям.
Из-за двойного налогообложения искажается организационная форма бизнеса: формат S-корпорации становится предпочтительнее, чем С-корпорации.
Напомню, С-корпорации, выплачивают налог на свою прибыль до ее распределения между акционерами. Которые затем платят налоги с полученных дивидендов. В отличие от традиционных C-корпораций, сквозной бизнес платит налоги только на одном уровне. S-корпорации, товарищества, индивидуальные предприниматели не облагаются налогом на уровне юридических лиц. Вся прибыль здесь сразу передается их владельцам, которые платят индивидуальный подоходный налог. Предельная ставка налога на сквозной бизнес-доход значительно меньше, чем в традиционной схеме налогообложения корпоративного дохода. Неудивительно, что статус индивидуального предпринимателя столь популярен в Беларуси, хотя у государственных органов к ней регулярно возникают претензии.
Налоговые ставки на дивидендный доход в странах ОЭСР в 2021 году
Comments